Что такое дифференциал и как он работает?
Дифференциал — это механизм разделения мощности, способный компенсировать разницу скоростей между двумя выходными осями. Вот почему говорят о дифференциальных передачах. Эта компенсация необходима для автомобилей, потому что все четыре колеса (по крайней мере, два из них ведомые) при повороте вращаются с разной скоростью.
Отсутствие дифференциала приведет к значительному натяжению шин и проскальзыванию, особенно в крутых поворотах. Этот эффект отчетливо выражен в квадроциклах и картингах, где ведущие задние оси обычно не имеют дифференциалов.
Дифференциальная функция
Нормальные (открытые) дифференциалы делят крутящий момент на фиксированное соотношение (обычно от 50 до 50) и обычно допускают сколь угодно большие различия в скорости между приводами. Однако это не всегда желательно, поскольку одинаковое количество крутящего момента не может передаваться с обеих сторон, а мощность, вообще говоря, следует по пути наименьшего сопротивления.
Примером может служить транспортное средство с одним ведущим колесом, ступенчатым льдом и другим на асфальте. Ледяное колесо обеспечивает меньшее сопротивление при повороте и получает всю мощность привода от дифференциала, что приводит к качению.
Другое колесо остается неподвижным, так как сторона с более плохими условиями сцепления определяет максимальную переносную мощность обоих колес, а небольшая величина, необходимая для поворота шины на льду, недостаточна для запуска.
Дифференциал повышенного трения
Вот почему так называемый дифференциалы повышенного трения соединяют свои выходные валы и не допускают разницы скоростей или только в определенных пределах.
Различные типы дифференциала
Существует ряд различных типов дифференциалов, не все из которых распределяют власть одинаково. Асимметричное распределение иногда приветствуется, например, центральные дифференциалы в полноприводных автомобилях часто преуспевают, предпочитая одну из осей.
Для различий в пределах одной оси обязательно распределение 50/50. Здесь наиболее распространен дифференциал с конической зубчатой передачей. Другие типы дифференциалов используются редко.
Конический дифференциал состоит из главной шестерни, передающей вращательное движение корпуса дифференциала, в котором установлена планетарная шестерня, состоящая из четырех конических шестерен. Два из них (сателлита) свободно вращаются на осях, закрепленных на кузове, и к ним перпендикулярно входят в зацепление два других, связанных с выходными валами, так называемые полуоси, передающие вращательное движение колес автомобиля.
Преимущество зубчатого дифференциала
При движении по прямой коронка и оба приводных вала вращаются с одинаковой скоростью, так что планетарные шестерни не вращаются вокруг своих осей. В поворотах это условие не может соблюдаться, так как колесо за пределами поворота должно пройти большее расстояние. Следовательно, валы должны вращаться с разными скоростями, и эта разница в скорости компенсируется вращением планетарных шестерен.